Историческое развитие Центрального Банка России
Реорганизация кредитной системы в период реформы 8O — 90-х годов. Современная банковская система России
В середине 80-х годов в обстановке поиска путей более интенсивного развития экономики стали предприниматься попытки реорганизации банковской системы. После длительных дискуссий в 1987 г. было решено провести в стране радикальную экономическую реформу, стержнем которой предполагалось сделать идею полного хозрасчета и самофинансирования. Это, в свою очередь, требовало перестройки банковской системы. В целях усиления воздействия банков на ускорение экономического развития страны было решено реорганизовать действующие и образовать новые специализированные банки с учетом особенностей деятельности народнохозяйственных комплексов.
Реорганизация банковской системы 1987 г. предусматривала изменение ее организационной структуры, повышение роли банков, усиление их влияния на развитие народного хозяйства, превращение кредита в действенный экономический рычаг.
На первом этапе реорганизации была создана новая структура государственных банков. Модель реорганизации включала следующее:
• создание двухуровневой банковской системы в составе центрального эмиссионного банка и государственных специализированных банков, непосредственно обслуживающих хозяйство;
• перевод специализированных банков на полный хозрасчет и самофинансирование;
• совершенствование форм и методов кредитных отношений с предприятиями разных отраслей хозяйства.
Центральное место в кредитной системе страны должен был занять Госбанк СССР. Ранее выполнявшиеся им функции по кредитованию предприятий и организаций разных отраслей и осуществлению расчетов между ними были переданы соответствующим специализированным банкам. Таким образом, предполагалось отделить эмиссионную деятельность банков от деятельности по кредитованию хозяйства. На Госбанк возлагались функции координатора деятельности специализированных банков и проведение единой государственной денежно-кредитной политики.
Другие банки специализировались на обслуживании различных народнохозяйственных комплексов (Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк) или на обслуживании отдельных видов деятельности (Сбербанк, Внешэкономбанк).
Была создана система банков в следующем составе:
• Государственный банк СССР (Госбанк СССР).
• Агропромышленный банк СССР (Агропромбанк СССР).
• Промышленно-строительный банк СССР (Промстройбанк СССР).
• Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития СССР (Жилсоцбанк СССР).
• Банк внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанк СССР).
• Банк трудовых сбережений и кредитования населения СССР (Сбербанк СССР).
Главной целью преобразований было стремление приблизить банки к интересам хозяйства. Однако реорганизация не могла коренным образом изменить ситуацию, поскольку по существу не затрагивались экономические отношения.
В организационном плане также не удалось решить поставленные задачи. Государственные специализированные банки сохранили в значительной мере административно-контрольные методы работы с клиентурой и не «вписывались» в процесс становления рыночных отношений. Для укрепления партнерских отношений с клиентурой и повышения ответственности за использование выделенных им кредитных ресурсов низовые учреждения спецбанков переводились на хозрасчет. Стали внедряться договорные отношения между спецбанками и клиентурой.
Благодаря специализации банков усилилась их связь с хозяйством, воздействие денежно-кредитных отношений на производство. Однако эти положительные тенденции во многом были достигнуты с помощью использования прежних административных методов управления кредитом и денежным оборотом, что практически исчерпало себя. В процессе реорганизации банков не было создано эффективной действующей системы экономического регулирования денежного оборота, что усугубило товарно-денежную несбалансированность экономики.
Реорганизация была проведена «сверху» административными методами. «Закрепление» клиентуры за спецбанками в зависимости от ее отраслевой принадлежности предопределило неравномерное распределение пассивов между созданными спецбанками. Кредитная система не приобрела необходимой гибкости, позволяющей осуществлять перелив кредитных ресурсов в народном хозяйстве. Одновременно произошло неоправданное увеличение управленческого аппарата банков.
Похожие работы: